Фрагмент для ознакомления
2
Неправильные схемы движений у детей с ДЦП часто закрепляются и приводят к формированию патологических поз положений тела и конечностей, в связи с чем, ребенок не может согнуть руку и рассмотреть взятый в руку предмет. Как следствие, не формируется совместная деятельность руки и глаза - зрительно-моторная координация, которая необходима для психического развития. Это затрудняет развитие произвольных движений, навыков самообслуживания, письма и познавательной деятельности.
Патологические позы препятствуют развитию движений и навыков самообслуживания у детей с ДЦП, мешают ребенку в овладении предметно-практической деятельностью. Иногда неправильные позы и схемы движений выражены нерезко, и их влияние на произвольные движения начинает проявляться только в процессе развития более сложных двигательных функций. Однако во всех случаях характерной особенностью двигательных расстройств при ДЦП является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы ребенка.
При нерезком нарушении мышечного тонуса у некоторых детей отмечается апраксия, которая выражается в неумении выполнять целенаправленные практические действия, формируемые в процессе двигательного опыта. Такие дети испытывают большие трудности в овладении навыками самообслуживания: одеться, раздеться, застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинок и в продуктивной деятельности (рисовании, конструировании). ДЦП проявляется в замедленности и несформированности двигательных навыков и умений, которые необходимы в учебной и трудовой деятельности.
Детям свойственна неустойчивая ходьба, плохая координация движений, несформированные реакций равновесия, патологические позы тела, конечностей и головы. У части детей нарушения моторики осложняются гиперкинезами головы, рук, плеча, гримасами лица и т.д., которые усиливаются при волнении и испуге, что вызывает трудности при попытках выполнения различных целенаправленных действий. Р. Д. Бабенкова указывает на следующие особенности мелкой моторики у детей с ДЦП:
- Несформированность или нарушение хватательной функции кисти затрудняет захват и удержание предмета.
- Слабость мышц, расстройство мышечного тонуса в кисти, насильственные движения, отсутствие возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти.
- Неправильно держат ручку, часто в кулаке, письмо при этом выполняется за счет движений кисти, или всей рукой, что приводит к его неравномерности. Пальцы резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку, что приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, прорывают страницы тетради. Буквы неравномерны по величине, «прыгают» по строке. Особенно затруднено соединение отдельных элементов букв в целое, резко нарушена плавность письма.
Акт письма при ДЦП формируется крайне медленно. При формировании трудовых и бытовых также проявляются дефекты моторики рук. В продуктивной деятельности такие дети без оказания помощи взрослого испытывают затруднения. Так, при работе с пластилином не могут его раскатать, отщипнуть, слепить различные фигурки. Наибольшие трудности они испытывают при работе с природным материалом и бумагой, что обусловлено несформированностью функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственными движениями и невозможностью рассчитывать мышечные усилия с двигательной задачей.
Таким образом, у ребенка с ДЦП последовательность и темп созревания двигательных функций оказывается нарушенным. Двигательные нарушения у данной категории детей отрицательно влияют на весь ход их психического развития, затрудняет развитие мелкой моторики, формирование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности. Дети с ДЦП испытывают затруднения при захвате и удержании предметов.
Изучение мелкой моторики у дошкольников с детским церебральным параличом
2.1. Организация и методы исследования
Экспериментальная работа была проведена на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 225 городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
В исследовании приняли участие дети из группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в количестве 10 человек, среди которых было одна девочка и девять мальчиков. Все дети имеют диагноз ДЦП.
Таблица 1
Состав детей дошкольного возраста с ДЦП
Экспериментальная группа Диагноз
Дима М., 6 лет спастическая диплегия
Антон С., 5 лет
Миша П., 5 лет
Игорь Д ., 6 лет
Саша М., 5 лет
Тимофей П., 6 лет
Дима Д., 6 лет гемипарез левосторонний
Леша С., 5 лет
Даша М., 6 лет
Степа С., 5 лет
Все обследуемые дети воспитываются в полной семье. Адаптации детей у всех хорошая, все дети посещают дополнительно реабилитационные
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бех, И. Д. Категория «отношение» в контексте развития образа «Я» личности [Текст] / И.Д. Бех // М.: ИЦ Академия. - 2013. – 203с.
2. Бернштейн, В.И. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медгиз, 1966. - 496с
3. Боришевский, М. И. Моральные убеждения и их формирование у детей [Текст] / М.И. Боришевский. – К.: Радуйся, школа. - 2012. – 48 с.
4. Выготский, Л.С. Психология познания [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Издательство «Эксмо», 2006. - 32с
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Изд. АПН СССР, 1960. – 500 с
6. Визель, Т.Е., Основы нейропсихологии: учеб. для студ. вузов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.– 384с.
7. Детский церебральный паралич [Текст] / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук, Ю. – СПб.: Дидактика Плюс, — 2001. - 272 с.
8. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/И.Ю. Левченко, О. Г. Приходько. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
9. Мастюкова, Е. М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом: Младенческий, ранний и дошкольный возраст [Текст] / Е. М. Мастюкова. — М.: Академия, 2000. ‒ 127 с.
10. Османова, Г.А., Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: Картотека пальчиковых игр [Текст] / Г.А. Османова. – СПб: КАРО, 2008 –160с.
11. Савушкина, А. Г. Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). Старшая группа [Текст] / А. Г. Савушкина. ‒ Волгоград: Корифей, 2009. — 96 с.
12. Самсонова, Л.Н. Особенности комплексной коррекции нарушения функции рук у учащихся с церебральным параличом [Текст] / Л.Н. Самсонова. – СПб: Детство – пресс, 2001 – 118 с.
13. Семенова, К.А. Детский церебральный паралич (патогенез, клиника, лечение) [Текст] / К.А. Семенова. – Минск: Поппури, 2002 – 282 с.
14. Сиротюк, А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников [Текст]: практическое пособие / А. Л. Сиротюк. ‒ М.: Аркти, 2008. – 66 с.
15. Ткаченко, Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи (Практическая логопедия) [Текст] / Т. А. Ткаченко. ‒ М.:Аркти, 2014. – 134 с.